Неформальные коммуникации.

Организация состоит из формальных и неформальных компонентов. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. Кит Дэвис - известный исследователь установил, что происхождение этого термина относится к временам Гражданской войны в США. Провода телеграфной связи, протянутые с дерева на дерево, напоминали побеги виноградной лозы и широко использовались армией Севера и Юга. Сообщения, передаваемые по такому телеграфу, часто фальсифицировались и запутывались. В конечном счете стало общепринятым квалифицировать неточные сообщения и сведения как «слухи» (прошедшие по системе тайного сообщения).

Слухи «витают возле автоматов с охлажденной водой, по коридорам, в столовых и в любом другом месте, где люди собираются группами». Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа “только между нами”.

Приписываямая слухам репутация неточной информации сохраняется и до сегодняшнего дня. Тем не менее исследования показывают, что информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, т.е. слухи, чаще оказывается точной, а не искаженной. Согласно исследованию Дэвиса, 80-99% слухов точны в отношении непротиворечивой информации о самой компании. Он считает, однако, что уровень точности не может быть таким же высоким, когда речь идет о личной или о сильно эмоционально окрашенной информации. Дэвис указывает: “Люди склонны считать слухи менее точной информацией, поскольку реальные ее погрешности имеют более драматичный характер и потому глубже впечатываются в память, чем каждодневная рутинная точность». Кроме того, независимо от точности, «все свидетельствует в пользу влиятельности слухов, будь их воздействие положительным или отрицательным.

· Предстоящие сокращения производственных рабочих

· Новые меры по наказаниям за опоздание

· Изменение в структуре организации

· Грядущие перемещения и повышения

· Подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту

· Кто кому назначает свидания после работы

В таблице перечислены некоторые разновидности информации, передаваемой по каналам распространения слухов в организации.

В следующем примере показано как можно использовать слухи.

Как использовать слухи

Как только я выявил каналы распространения слухов в конторе,я быстро понял,как их использовать.Я периодически организовывал утечку информации и узнавал о реакции на нее по каналам обратной связи в этой системе, перед тем как принимать решение или изменять что-то в своих действиях. Так я выявлял возможную реакцию людей. Если она оказывалась благоприятной,я выполнял намеченное,если нет - заново обдумывал план действий.Я, случалось,выжидал с нововведениями давал новостям ход на еще одной волне слухов,или же действовал по прежнему плану,но более осторожно.

Примерно раз в неделю я спрашивал у секретарши “что новенького?”,и иногда она выдавала интересные и важные для меня новости.Как-то раз она предупредила меня,что на следующем совещании один из управляющих собирается предложить реорганизацию, в результате которой мой отдел перейдет в ее подчинение.Он был из породы “создателей империй”, а я должен стать одной из его жертв.Загодя получить предупреждение, значит загодя вооружиться для отпора поэтому я спокойно спланировал свою контрстратегию.Я обратился к нему с предложением передать его отдел в мое подчинение.Он так мучился,объясняя, почему этого нельзя делать,что даже не дошел до вопроса относительно моего отдела.После этого наши отношения оставались мирными все время, пока он и я работали в этой организации.

Другие материалы