Недостатки публичного размещения акций

Неразвитость российского законодательства. Российское законодательство, регулирующее корпоративные отношения в России, не позволяет в полной мере развивать процессы IPO, приводит к удорожанию сопровождающих услуг.

Длительность процесса. Проведение размещения акций является достаточно длительным. Это связано как с самим процессом размещения, так и с подготовкой компании для успешного выхода на публичный рынок. Анализ показывает, что российским компаниям на подготовительные мероприятия для проведения IPO может потребоваться от 1 до 3 лет.

Величина капитала. Как показывают зарубежные исследования IPO, выход на мировые площадки (например, на нью-йоркскую, лондонскую) компания может осуществить, если ее капитализация составляет не менее 150 млн долл. США.

Финансовые затраты. Выход компании на биржу требует значительных затрат. Их можно условно разделить на две составляющие: расходы, непосредственно связанные с размещением (оплата вознаграждения организаторам размещения, биржевые и регистрационные сборы, аудит и пр), и расходы, осуществляемые компанией в рамках подготовки к IPO (привлечение внешних консультантов, реклама и т.д.). В среднем сумма расходов может достигать 300 тыс. долл. США.

Боязнь публичности. Менталитет отечественного бизнеса связан с осторожным отношением к публичности как элементу ведения бизнеса в России. Это связано со стремлением оградить себя от внимания контролирующих органов. Публичный рынок требует от компании прозрачности и открытости, т.е. раскрытия информации о финансовых потоках, структуре акционерного капитала.

Таким образом, наличие факторов, в той или иной степени препятствующих массовому выходу отечественных компаний на рынок капитала, не является непреодолимым препятствием при желании компании выйти на фондовый рынок. Для этого необходимо построить стратегию компании, способствующую обретению необходимого рейтинга компании и максимально учесть те критерии, которые выдвигает инвестиционное сообщество.

Другие материалы