Особенности предпринимательства в книжном деле

Книжное дело, организованное для получения прибыли, называется книжным бизнесом.

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) в книжном деле представляет собой самостоятельную инициативную инновационную деятельность по производству и распространению книг, связанную с вложением денежных средств и риском их потери на основе сочетания личной выгоды с удовлетворением общественного спроса и с целью получения прибыли[21].Специфика книжного предпринимательства определяется двойственной природой книги. С одной стороны, книга – результат творчества, отражающий общественные, социальные, политические, научные и культурные реалии эпохи. C другой стороны, книга является товаром, т.к. цель ее производства в книжном бизнесе — продажа.

Двойственная природа книги отражается в ее содержании и форме. Содержание книги относится к таким свойствам товара, «… которые обладают самостоятельной формой, обособленной как по отношению к производителю, так и по отношению к потребителю»[22]. Поэтому книга остается товаром, пригодным для потребления, пока она сохраняет физическую форму, пригодную для потребления.

Двойственной природе книги соответствует и двойное назначение книжного бизнеса: 1) обеспечение связи между автором интеллектуального произведения и потребителем; 2) обеспечение возмещения затрат и получение прибыли всеми субъектам книжного дела.

Первое назначение определяет следующие общественные и социальные функции:

- информационную и коммуникационную: ознакомление общества с достижениями науки и техники, событиями в политической и культурной жизни;

- образовательную и воспитательную: предоставление средств обучения и воспитания;

- культурного наследия: передача исторического и культурного опыта и традиций прошлого;

- рекреационную: обеспечение проведения отдыха и досуга.

Второе назначение книжного бизнеса — экономическое — реализуется путем инвестиций средств в авторские и издательские оригиналы, полиграфические материалы и услуги, кадры, производство, продвижение и продажу книг, а также оказание информационных и других услуг покупателям.

Предпринимательству в книжном деле органически присуща инновационность. Его специфика состоит в том, что оно не может все время производить и продавать книгу одного и того же наименования. Содержание книг отражает постоянно меняющиеся реалии окружающего мира, поэтому на книжный рынок все время должны поступать новые издания. Новизна, инновационность – характерное свойство предпринимательства в книжном деле, с ним связана постоянная необходимость производства и распространения новинок и повышенный риск.

С другой стороны воспроизводство культурного наследия вовлекает в бизнес-процесс книжного дела огромный массив произведений прошедших эпох. Существует также возвратный рынок – рынок книг прошлых лет изданий, формирующийся из книг, выставляемых на продажу их владельцеами.

Двойственность книжного дела проявляется в том, что его вклад во внутренний валовой продукт страны составляет менее 1%, но оно занимает несопоставимое со своим экономическим потенциалом место в социально-культурной жизни страны.

Книга относится к интеллектуальной продукции, поэтому с книжным бизнесом за потребителя конкурируют другие виды бизнеса, также производящие интеллектуальную продукцию и оказывающие услуги в этой сфере, и тем самым сужающие емкость рынка книжного бизнеса. К конкурирующим бизнесам относятся:

- аудиокнига и другая медиопродукция,

- рынок интернетресурсов,

- радио и телевидение,

- журнально-газетная продукция.

Основные пути вхождения в книжный бизнес:

- приобретение активов (в т.ч. приватизация),

- инвестирование,

- создание независимого субъекта книжного бизнеса.

Одним из важнейших источников предпринимательской идеи в книжном бизнесе является автор. Существует авторский рынок, т.е. рынок предпринимательских идей книжного бизнеса.

Книжный бизнес обладает привлекательностью для предпринимателей и инвесторов на основании следующих присущих ему свойств:

- низкая капиталоемкость,

- устойчивый доход,

- рост рынка в стоимостном выражении в ближайшие 3-4 года[23],

- устойчивость спроса из-за слабого влияния инфляционных процессов,

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы