Цель, задачи и содержание управленческого анализа

Как отмечалось выше, управленческий анализ представляет собой не только вид экономического анализа, но и один и элементов управленческого учета. Объектом последнего, а следовательно, и самого управленческого анализа выступают прошлые и будущие результаты функционирования сегментов предпринимательской деятельности.

Сегмент является основной информационной единицей управленческого учета, выделяемой для получения отчетной и прогнозной информации. Следовательно, от того, каким образом будет решен вопрос о сегментации бизнеса, зависит последующее функционирование всей системы управленческого учета, в том числе и успешность проведения управленческого анализа. Говоря иначе, выбранный организацией подход к сегментации бизнеса скажется на том, насколько качествен ной и пригодной для целей управления окажется информация собранная в системе управленческого анализа. В этой связи вопрос о сущности сегментов, порядке их формирования и классификации для целей проведения управленческого анализа заслуживает особого внимания.

Сегментация бизнеса прежде всего должна создать предпосылки для реализации в системе управления организацией двух важнейших функций - планово-аналитической и контрольно-мотивационной, Это, по моему мнению, требует позиционирования отдельных слагаемых предпринимательской деятельности в двух координатах - в качестве информационных и организационных сегментов бизнеса. Информационные сегменты отличаются чрезвычайным разнообразием, их природа определяется индивидуальными особенностями, стратегией организации. В табл. 1.1 показаны лишь некоторые из возможных подходов к разделению бизнеса на информационные сегменты.

Таблица 1.1

Возможные подходы к сегментации предпринимательской деятельности

Информационный

аспект *

Сегменты, выделяемые по информационному признаку

Организационный

аспект **

Особенности технологического процесса

Передел 1, передел 2 и т.д. Заказ 1, заказ 2 и т.д. Проект 1, проект 2 и т.д. Вид деятельности 1, вид деятельности 2 и т.д.

Центры затрет

Класс покупателей

Бедный, средний, богатый

Центры доходов

Каналы реализации

Опт, розница, дистрибьюторская сеть и т.д.

Центры припыли

Рынки сбыта (региональный признак)

Восточные регионы России, центральные регионы России, страны СНГ, Европы и т.д.

Центры инвестиций

Группы покупателей

Население, частные предприниматели, юридические лица и т.д.

* Признак выделения сегмента определяется информационными запросами менеджеров и отраслевыми особенностями организации.

** Признак выделения сегмента определяется степенью его финансовой ответственности и задачами мотивации, решаемыми по отношению к нему менеджментом организации.

Так, в отраслях с поточным производством информационными сегментами могут стать переделы (например, в текстильной промышленности это ткачество, прядение, отделка; в металлургическом производстве - производство чугуна, стали, проката и т.д.). Заказы могут выступать в роли информационных сегментов на промышленных предприятиях с серийным производством (в полиграфической, обувной, швейной промышленности и т.д.), в строительстве, научно-исследовательских организациях. Для проектных учреждений информационными сегментами являются отдельные проекты. Сегментация по видам деятельности в первую очередь свойственна организациям сферы услуг. Например, в аудиторской фирме - восстановление бухучета может рассматриваться как вид деятельности 1, проведение аудиторских проверок - вид деятельности 2, оказание консалтинговых услуг — вид деятельности и т.д. Таким образом, во всех приведенных примерах подход к сегментации бизнеса зависят от технологических особенностей производственного процесса.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие материалы