Современные миграционные процессы в Российской Федерации и их законодательное регулирование

Всего, по данным Федеральной миграционной службы МВД России, на 1 января 2007 года насчитывалось 505,7 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев. Около 43% из них (217,3 тыс.) составляли жители Казахстана, 12,9% (65,2 тыс.) Узбекистана, 8,9% (45 тыс.) - Таджикистана.

Помимо экономических факторов вынужденного переселения (распад союзного общехозяйственного комплекса, упадок высокотехнологичной промышленности, в которой была занята большая часть русскоязычного населения) значительное место в вынужденной миграции занимали этнокультурные факторы: сокращение сферы применения и использования русского языка, принижение русского культурного наследия, закрытие русских культурных центров, школ, театров, масштабное сокращение сферы высшего и среднеспециального образования на русском языке и т.д.

Другая значительная категория мигрантов - это лица, приезжающие из стран СНГ в Россию на заработки (временные трудовые и коммерческие мигранты). Отправляемые ими на этническую родину денежные переводы составляют весомую часть доходов стран СНГ (например, по данным обследований в Армении и Азербайджане, трансферты от работающих в России получает каждое 3-4 домохозяйство). То есть происходит вывоз этих средств из России. С другой стороны, личное трансферты спасают многие страны СНГ от голода, что стабилизирует социально-политическую обстановку на границах России.

Привлечение иностранной рабочей силы в экономику России имело место еще в СССР. Освоение северных и дальневосточных территорий, потребности в рабочей силе нефтегазового комплекса, лесного хозяйства, текстильной промышленности обеспечивались частично за счет других республик СССР, а также стран СЭВ, вьетнамских граждан.

В настоящее время численность официально зарегистрированных иностранных рабочих колеблется на уровне 200-300 тыс. человек. Около половины из них составляют граждане стран СНГ.

В то же время сложность и дороговизна процедур легализации (в которой не всегда заинтересованы работник и работодатель) приводит к увеличению нелегальной рабочей силы.

Несмотря на реально существующую проблему безработицы в России, по прежнему имеется значительное число вакансий, на которые не идут россияне. Кроме того, ряд иностранных фирм привлекает на работу в Россию иностранный персонал, даже в тех случаях, если на месте имеются российские специалисты.

Стабильными потребителями иностранной рабочей силы являются Москва и Московская область, Приморский и Хабаровский края, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Амурская область.

После принятия не до конца продуманного федерального закона "О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации" мощный импульс к развитию получила незаконная иммиграция, разброс в количественных оценках которой варьируется у разных специалистов и экспертов. Верхняя планка этих оценок - 1-1,5 млн. человек. Незаконные иммигранты это, в основном, беженцы из Афганистана, стран Африки и др. (многие из которых рассматривают Россию как транзитную остановку на пути в Европу), а также трудовые мигранты. Из них статус беженца получило всего несколько сот человек.

Основные причины масштабной незаконной миграции - "прозрачность" российских границ со странами СНГ, их техническая необустроенность, отсутствие достаточных материально-финансовых ресурсов для эффективного противодействия этой форме миграции, наличие непреодоленных правовых пробелов в регулировании миграционных процессов.

Значительная часть нелегальных мигрантов, проникнув на территорию России с целью транзита и последующего выезда в европейские государства, адаптировалась в сфере малого бизнеса и коммерции, занимается противоправной деятельностью и уже не планирует дальнейшие переезды.

По оценкам Госкомстата, в 90-е годы из России ежегодно уезжало до 250 тыс. человек. Среди них была крайне высока доля (от 100 до 125 тыс.) высококвалифицированных специалистов, что негативно отражалось на трудовом и профессиональном потенциале страны, развитии высокотехнологичных, наукоемких производств и общем состоянии науки и культуры. В последние годы эмиграционный отток населения из России в страны дальнего зарубежья снизился до 50 тыс. человек в год. Сократилась и так называемая этническая (евреи, немцы) миграция, отчасти из-за исчерпания миграционного потенциала, отчасти из-за ужесточения миграционного законодательства принимающих стран (например, Германии) или государственной политики этих стран, направленной на экономическую, социальную, культурную поддержку этнических соотечественников.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы