Правовое регулирование в области миграции

Несколько в стороне от рассматриваемого выше вопроса находится нормативные правовые акты, устанавливающие во исполнение соответствующих законодательных норм порядок правоприменения и правомочия государственных органов осуществляющих контрольные функции в сфере миграции. Это постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 1994 года № 249 «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по упорядочению въезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства и ее состав» и от 8 сентября 1994 г. № 1020 «Об утверждении положения об миграционном контроле».

Примечательны некоторые нормативные правовые акты, связанные с правовым положением иностранных граждан в Российской Федерации, действующих в области здравоохранения, трудовых отношений и таможенного дела, в частности, правило проведения обязательного медицинского, освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека утвержденный постановлений Правительством Российской Федерации от 13 октября 1995 г. № 1017, Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешение на работу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. № 941, постановлением Министерства труда и занятости Российской Федерации от 4 апреля 1994 г. № 28 «Об утверждении разъяснения «о некоторых вопросах, связанных с применением п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 16 декабря 1994 г. № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы».

Особое внимание заслуживают нормативные правовые акты приграничных регионов, направленные на пресечение незаконной миграции о обеспечение безопасности коренного населения, например Постановление главы администрации Белгородской области от 6 октября 1999 г. № 566 «О мерах по обеспечению безопасности населения области в связи с обострением миграционных процессов», Постановление главы администрации Краснодарского края от 18 июня 2002 г. № 676 «Об усилении государственного контроля за миграционными процессами и обеспечении защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации проживающих на территории Краснодарского края». Принятие такого рода нормативных правовых актов свидетельствует о слабости федерального законодательства в этой сфере.

К нерешенным проблемам законодательства Российской Федерации в области миграции следует отнести отсутствие полной и эффективной законодательной базы в сфере регулирования вопросов миграции, что является значительным фактором роста напряженности в обществе оказывает негативное влияние на состояние рынка труда, межнациональной и межконфессиональные отношения, увеличивает степень криминализации общества, создает прямую угрозу национальной безопасности государства.

Это требует выработке адекватного законодательства, направленного на преодоление негативных последствий миграционных процессов. Разработка такого законодательства преследует еще одну важную цель, которая заключается в создании условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, установления соответствия их международным стандартам и взятым Российской Федерацией на себя обязательства в этой сфере, вытекающим из действующих на ее территории международных актов.

Прежде всего требует определения правовое положение мигранта. В то же время, к сожалению, сам термин «мигрант» в российском законодательстве не определен.

Направления совершенствования законодательства в этой связи целесообразно определить в научно обоснованном программном правительственном документе, который должен показать, в том числе, и место законодательных актов, касающихся прав мигрантов, в общей системе российского законодательства, в связи, с чем необходимо внести соответствующие изменения в утвержденную Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 г. № 256-р, Концепцию регулирования миграционных процессов в Российской Федерации.

Представляется, что необходимо осуществление более полной законодательной регламентации прав мигрантов на федеральном уровне, что на практике позволит обеспечить единые подходы к реализации миграционной политики на всей территории страны, установит общие принципы и стандарты законодательного регулирования в данной области, гарантирует организацию должной защиты переселенцев от дискриминации по мотивам происхождения, социального и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и другим обстоятельствам, определит соответствующие государственные полномочия в этой сфере. Органам государственной власти субъектов Федерации или органам местного самоуправлении необходимо передать исполнительные полномочия в случаях, предусмотренных федеральным законами, с одновременным предоставлением необходимых материальных и финансовых средств на их осуществление.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие материалы