Правовое регулирование в области миграции

Помимо перечисленных федеральных законов и законов Российской Федерации, а также целого ряда других законов, непосредственно или опосредованно воздействующих на правоотношения в сфере миграционных процессов, следует упомянуть о ряде кодифицированных законодательных актов, затрагивающих прямо или косвенно отношения в сфере миграции, устанавливающих ответственность за правонарушения, связанные с незаконной миграцией. К таким нормативным актам относятся Налоговый, Бюджетный, Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и др.

Наряду с федеральными законами и законами Российской Федерации, регламентирующими деятельность государства в сфере миграции, необходимо отметить двухсторонние и многосторонние международные соглашения о сотрудничестве между органами государственной власти и управления Российской Федерации и Правительствами зарубежных стран, в области борьбы с незаконной миграцией и преступностью.

Международные договоры и соглашения по вопросам миграции наиболее предметно регулируют миграционные процессы между Россией и другими государствами, поскольку выражают согласованные подходы к пересечению границ, перемещению товаров, закладывают основы правового статуса своих граждан, граждан других государств и лиц без гражданства при пребывании и проживании на территории другого государства. [24, с. 152]

Нормативными правовыми актами, регулирующими в Российской Федерации, являются акты органов исполнительной власти. К нормативным актам данной группы относятся свыше 90 действующих Указов Президента Российской Федерации, Постановлений и Распоряжений Правительства России, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также изданных во исполнение указанных актов ведомственных нормативных актов министерств и ведомств.

При рассмотрении данного нормативного блока, регулирующего правовые отношения в сфере миграции, необходимо отметить, что в целом для системы правового регулирования миграции в Российской Федерации характерно наличие в большей степени подзаконных актов, регламентирующих правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, нежели миграцию российских граждан. Однако необходимо отметить ряд нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих вопросы общего характера в области миграции. Таким нормативным актом является, например, Постановление Правительства Российской Федерации от 19января 1998года № 60, утверждающее Положение о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, в котором закреплен общий порядок функционирования пунктов осуществления пропуска через государственную границу всех категорий лиц, а также транспортных средств, грузов и товаров. Детализация порядка работы пунктов пропуска в зависимости от классификации осуществлена характерным для режима участка государственной границы приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 января 1997 года № 3 «Об утверждений Правил режима в пунктах пропуска автотранспортных средств через Государственную границу Российской Федерации», а также аналогичными документами других федеральных министерств и ведомств.

В отличие от указанных актов общего характера действует значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения с участием только российских граждан или, наоборот, только иностранных граждан и лиц без гражданства.

К нормативным подзаконным актам федеральных органов исполнительной власти, регулирующим такие отношения, следует отнести, прежде всего, весь блок документов, издаваемых во исполнение Федерального закона о правовом положение иностранных граждан в Российской Федерации. К той же подгруппе можно отнести нормативные акты, регулирующие особые общественные отношения, участниками которых являются иностранные граждане и лица без гражданства в связи с прибытием их в Российскую Федерацию в поисках убежища или ходатайства о предоставлении им в России статуса беженца. В качестве примера можно привести Указ Президента Российской Федерации от 21.07.97 года № 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерации политического убежища», Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.98 года №679 «Об утверждении общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами».

К числу правовых актов, регулирующих общественные отношения в области миграции с участием только российских граждан, следует отнести постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1994 года № 1451 «О комплексе мер по обеспечению эвакуации российских граждан из зарубежных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций», действует также широкий круг Постановление Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти по вопросам документального оформления правового статуса гражданина Российской Федерации. [41, с. 140 – 141]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие материалы