Примерная структура курсовой работы

В общем и целом структура курсовой работы определяется тематикой. Но, в связи с тем, что написание курсовой работы предполагает анализ предприятия, то рекомендуется выделение следующих разделов: введение, характеристика предприятия, практическая часть (анализ внешней и внутренней среды и т.д.), заключение, список литературы, приложение (при необходимости).

Во введении сжато обосновывается актуальность темы, показывается значение поставленных задач для развития в условиях осуществления рыночных преобразований, определяются цель и задачи курсовой работы, раскрываются методы исследования, указываются источники информационного обеспечения курсовой работы.

В первой главе (характеристика предприятия) необходимо отразить следующим моменты:

· Вид деятельности организации;

· История создания и развития объекта: время образования, основные вехи развития (рост, объединение, разукрупнение, выделение в самостоятельный объект, изменение организационно-правовой формы и т.д.);

· Масштабы деятельности: объемные параметры производства (в количественных измерителях и в терминах «крупное», «среднее» или «малое» предприятие), значение и роль организации в отрасли, регионе, стране, международном разделении труда;

· Организационно-правовая форма и характер собственности (в соответствии с Гражданским кодексом РФ), законодательная основа функционирования;

· Территориальное размещение – указание территории (или нескольких территорий), на которой расположены подразделения объекта;

· Современное состояние объекта, позволяющее получить представление об условиях функционирования, проблемах и намерениях (или заданиях) руководства по дальнейшему развитию.

· К какому типу относится данная организационная структура управления;

· Четко ли распределены в организации права и обязанности;

· Имеет ли место дублирование функций или отсутствие функций, необходимых для достижения целей организации. Если да, то почему;

· Соответствует ли структура организации ее технологии;

· Способствует ли структура организации эффективному использованию ее трудового потенциала;

· Эффективно ли взаимодействие структурных подразделений в процессе достижения целее организации;

· Существуют ли преграды в организационных коммуникациях;

· В конце раздела вывод о необходимости корректировки существующей организационной структуры управления или разработки новой.

При подготовке второй (практической) части курсовой работы необходимо обратить внимание на следующее.

Анализ внутренней среды организации предполагает анализ таких составных, как персонал, финансы, материалы, технология, информация.

Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны – это предмет пристального внимания сто стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них. В таблице 1 приводится перечень ключевых внутренних факторов и вопросов для их анализа.

Таблица 1 – Анализ сильных и слабых сторон организации

Сфера

Факторы

Вопросы для анализа

Персонал

• Управленческий персонал

• Мораль и квалификация сотрудников

• Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов и в среднем по отрасли

• Кадровая политика

• Использование стимулов для мотивации выполнения работы

• Возможность контролировать циклы найма рабочей силы

• Текучесть кадров и прогулы

• Особая квалификация сотрудников

• Опыт

• Какой стиль управления использует высшее руководство

• Что является доминантой в системе ценностей высшего руководства

• Как долго высшие руководители находятся на своих позициях и как долго они собираются оставаться в организации

• Насколько квалификация менеджеров среднего звена позволяет им справляться с вопросами планирования и контроля, относящимися к календарному графику действий, снижению издержек и повышению качества

• Соответствует ли квалификация персонала организации ее текущим и будущим задачам

• Каково в общем расположение работников и каковы мотивы их работы в организации

• Какова политика оплаты труда в организации по сравнению с другими организациями аналогичного профиля

Производство

• Отношения с поставщиками услуг

• Товарно-методическое обеспечение продукта (проспекты, инвентарь и др.)

• Местонахождение производственных помещений, расположение и использование мощностей

• Экономия от масштаба производства

• Степень вертикальной интеграции, чистая продукция и прибыль

• Отдача от использования оборудования

• Контроль за процессом изготовления продукта

• Проектирование, составление графика работы

• Контроль качества

• Сравнительная по отношению к конкурентам и средней по отрасли величина издержек

• Исследования и разработки, инновации

• Патенты, торговые марки и аналогичные правовые формы защиты товара

• Соответствуют ли производственные мощности конкурентным требованиям сегодняшнего дня или же они морально устарели

• Насколько эффективно используются производственные мощности, есть ли недозагрузка и существуют ли возможности для расширения производственной базы

• Какова отдача от исследований и разработок

• Приводит ли НИР к созданию принципиально новых продуктов

Маркетинг

• Продукты (услуги) производимые фирмой

• Сбор необходимой информации о рынке

• Доля рынка

• Номенклатура товаров (услуг) и потенциал расширения

• Жизненный цикл основных продуктов

• Каналы распределения: число, охват и контроль

• Организация сбыта: знание потребностей покупателей

• Имидж, репутация и качество товара (услуги)

• Продвижение товаров на рынок и их реклама

• Ценовая политика

• Процедуры установления обратной связи с рынком

• Развитие новых продуктов, услуг и рынков

• Послепродажное обслуживание и отслеживание проданного товара

• Отношение к марке

• Что является сильными и слабыми сторонами продукта организации: дизайн, качество, доставка, гарантия

• Какова ценовая политика организации, является ли она ценовым лидером или ценовым последователем

• Какую долю рынка и насколько твердо удерживает организация, каковы тенденции к изменению ее доли рынка

• Имеются ли возможности для выхода на рынок с новыми продуктами и для освоения новых рынков

• Обеспечивают ли организацию проводимые ею исследования рынка необходимой информацией, позволяющей ей ориентировать свою деятельность на запросы покупателей.

Финансы

• Возможность привлечения краткосрочного и долгосрочного капитала

• Стоимость капитала по сравнению со средней отраслевой и стоимостью капитала у конкурентов

• Отношение к налогам

• Отношение к хозяевам, инвесторам, акционерам

• «Рабочий» капитал: гибкость структуры капитала

• Эффективный контроль за издержками, возможность снижения издержек

• Система учета издержек, составление бюджета и планирование прибыли

• Каковы тенденции к изменению финансовых показателей деятельности организации

• Какой процент прибыли обеспечивается отдельными подразделениями

• Достаточно ли осуществляется капитальных затрат для того, чтобы обеспечить будущие производственные потребности

• Относятся ли финансовые институты с должным уважением к руководству организаций

• Обеспечивает ли менеджмент агрессивную и базирующуюся на глубоких знаниях налоговую политику

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы