Что такое представительские расходы

Вот мы и добрались до «страшной бухгалтерской тайны»: для целей учета обязательными реквизитами первичного учетного документа являются совсем не те реквизиты, которые так подробно описаны в учебниках по делопроизводству (вернее, не только они). Согласно правилам бухгалтерского учета к обязательным относятся следующие их группы:

1) наименование, номер документа, дата и место его составления;

2) содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценка в натуральных, количественных и денежных показателях;

3) должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи.

И если первая и третья группы реквизитов хорошо знакомы любому секретарю, то со второй зачастую возникают проблемы. А ведь именно она является для бухгалтерии главной - на основе этих данных и ведется весь бухгалтерский учет.

В зависимости от характера хозяйственных операций и системы обработки данных в первичные учетные документы могут включаться дополнительные реквизиты. Обратное неверно: какая бы хозяйственная операция ни оформлялась первичным учетным документом и какие бы системы обработки данных при этом ни использовались, исключать из него хотя бы один из перечисленных выше обязательных реквизитов запрещено.

Возвращаясь к определению представительских расходов, приведенному в Методических указаниях, отметим, что оно охватывает только один из аспектов приема и обслуживания иностранных делегаций - непосредственное проведение встреч (как отдельного мероприятия) и официальных приемов. Однако обычно программа пребывания гостей из-за границы более многообразна. В частности, в состав представительских расходов, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.05.2001 № 676 (далее - Постановление № 676), включены затраты на оплату гостиницы и питания, культурное и бытовое обслуживание, а также услуг переводчика и транспортных услуг.

Правда, с 1 июня 2006 г. нормы Постановления № 676 распространяются только на республиканские органы государственного управления и организации, финансируемые из бюджета. А все перечисленные виды представительских расходов с той же даты «перенесены» в Указ Президента Республики Беларусь от 15.06.2006 № 398 «Об утверждении норм расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, представительские цели, подготовку кадров» (далее - Указ № 398). Кроме того, согласно этому документу в состав расходов по приему и обслуживанию иностранных делегаций и отдельных лиц, кроме оплаты гостиницы, питания, культурного и бытового обслуживания, услуг переводчика и транспортных услуг, включена также и организация проведения собраний, конференций, семинаров, коллегий и совещаний.

В то же время необходимо помнить, что положения Указа № 398 применяются только для целей определения состава затрат, учитываемых при исчислении налогов. В бухгалтерском же учете отражаются и другие виды расходов, которые организация относит на себестоимость продукции (работ, услуг), но не включает в затраты при расчете налогооблагаемой прибыли. Познакомиться с этими тонкостями, имеющими для бухгалтерии чрезвычайно важное значение, вам, возможно, придется уже в процессе подготовки и организации встречи гостей из-за границы, общаясь со своим главным бухгалтером.

Приведенный в Указе № 398 перечень представительских расходов полнее отражает реальные затраты, которые несут организации, принимающие зарубежных гостей, по сравнению с Методическими указаниями. Но и его во многих случаях не хватает, чтобы решить все возникающие проблемы. Можно ли, к примеру, включать в состав представительских расходов подарки, приобретенные для членов иностранной делегации, или стоимость алкогольных напитков, выпитых во время встреч и приемов (а законодательство Беларуси практически запрещает «официальное» потребление алкогольной продукции)? Подобных вопросов в каждой конкретной ситуации может возникнуть немало, и не на все можно найти ответы в действующих правовых актах.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы