Организация оперативного планирования на предприятии

Высокий уровень знания, релевантного планированию, в конечном счете, обеспечивает возможность правильных оценок необходимых плановых ресурсов, включая плановиков, информацию и инструментарий. Это касается в первую очередь решения рутинных, структурируемых плановых задач, например планирования издержек в производственном звене, которое нуждается в регулярной, стандартной информации.

Второй параметр ограничительных рамок планирования определяется различием между формированием и реализацией намерений. Формирование намерений может быть охарактеризовано как процесс трансформации данных, выходом которого является предвидение мероприятий (или большей их части) на стадии выполнения производственной функции. Если ограниченность знания рассматривать как величину, от которой зависит эффективность внутрифирменного планирования, то можно выделить две формы принятия плановых решений – осознанные действия и интуицию.

Если предприятие располагает достаточным объемом знания в явном виде, чтобы определить свои будущие действия, то процесс принятия плановых решений протекает в осознанной, эффективной форме. Это рациональный элемент управления и может быть охарактеризован в качестве управленческого фактора, который предопределяет заранее полностью или в значительной степени производственную функцию. Источником необходимого знания являются опыт и специальные данные.

Если же предприятие имеет в своем распоряжении ограниченный объем явного знания, то принятие плановых решений обретает форму интуиции. Пока неясно, каким образом осуществляется этот процесс. Однако опыт свидетельствует, что интуитивно принятые решения весьма часто оказываются эффективными. Интуиция представляет собой иррациональный фактор управленческих действий, который явно недостаточен для описания производственной функции.

Рыночная среда определяет основные требования к системе оперативного планирования.

Планы должны:

· отражать существенные для управления производственные, экономические и финансовые показатели предприятия и его подразделений и вскрывать причинно-следственные связи между плановым результатом (прибылью) и влияющими факторами;

· отражать производственные показатели подразделений в натуральном и стоимостном исчислении исходя из технологических параметров производственного процесса в плановом периоде;

· формировать информационную базу для расчета затрат по видам затрат, по местам возникновения затрат (отделы, цехи), по носителям затрат (продукты/договоры), так как в ходе расчета затрат вскрываются экономические причины возникновения целевого результата и выявляются предпосылки для принятия управленческих решений;

· предусматривать процедуры планирования, обеспечивающие взаимодействие субъектов планирования в процессе обмена информацией и выработки решений. Необходимы специальные процедуры информационно-аналитической поддержки процессов согласования планов, оценки их реализуемости, проверки соответствия целям.

Новый подход к управлению предприятием предлагает концепция контроллинга. Как инструмент управления сложными производственными системами контроллинг десятилетиями применяется на предприятиях индустриально развитых стран и за это время доказал свою эффективность, позволяя адаптировать деятельность предприятия ко все более усложняющимся и более динамичным условиям ведения бизнеса.

Исторически контроллинг возник в США после мирового экономического кризиса 1929 г. Сегодня функции контроллинга включают построение стратегического и оперативного планирования, системы внутреннего учета и информационно-аналитическую поддержку управления по различным направлениям. Характерной чертой концепции является ориентация на будущее, т.е. контроллинг, используя управленческую информацию, стремится снизить неопределенность будущего и адаптировать действия предприятия к постоянно изменяющимся условиям.

Концепция контроллинга включает два аспекта. С одной стороны, контроллинг – это мышление управленческого персонала, в основе которого лежит стремление к обеспечению долгосрочного существования предприятия.

С другой стороны, концепция предлагает обширный инструментарий, который обеспечивает реализацию философии контроллинга. Инструментальный аспект подразумевает, что служба контроллинга отвечает за разработку методов и техники для постановки управленческого учета, планирования, проведения экономических расчетов, информационного обеспечения.

Система оперативного планирования рассматривается как один из главных методов оперативного контроллинга по поддержке процесса управления.

Функционирование системы оперативного планирования на предприятии дает контроллеру «растр» для быстрого нахождения отклонений фактически достигнутых результатов от запланированных и тем самым для выполнения собственной задачи контроллера: определения и реализации мероприятий для своевременного предотвращения отклонений и в итоге для планомерного достижения поставленных целей.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы