Факторы стратегического управления персоналом

Характеристика факторов стратегического управления персоналом выглядит следующим образом.

Неопределенность и риски. В экономически сложное время предприятию и сотрудникам приходится действовать в состоянии сомнений и неуверенности, без гарантий на успех. Динамично изменяющиеся условия нередко сокращают стратегические временные горизонты до двух-трех лет. Поэтому постоянная учеба становится главной задачей. Если нет взаимодействия между менеджментом организации и ее сотрудниками или самообучающейся системой, то это может привести к потере способности выживания такой организации.

Время как решающий фактор конкуренции. Фирма "Хонда" создает новый автомобиль за три года вместо пяти. Фирме "Бенетон" необходима неделя, чтобы разработать, внедрить в производство и поставить новый вид одежды в магазины Лос-Анджелеса. Таким образом, формула успеха сегодня не "стоимость — прибыль", а "стоимость — прибыль — время".

Предприятия уже оцениваются не по качеству низкой себестоимости продукции, а по тому, как быстро и своевременно они могут развиваться благодаря успешному решению возникающих проблем. Учет фактора времени осуществляется таким образом, что в 80 % случаев следует отдавать предпочтение быстрым, а не длительно принимающимся решениям, хотя и со 100 %-ной обоснованностью.

Возрастающая фрагментация рынков. Жизненно важная для предприятия ориентация на клиента содействует постепенной сегментации рынка. Возникает необходимость исследовать потенциальные потребности клиентов и учитывать их специфику. Работа предприятия, ориентированного на индивидуальные заказы, перестала быть утопией. Без нее уже не могут обойтись автомобилестроители Запада, а для мебельных предприятий она стала единственно возможной.

Качество, дизайн, сервис — решающие факторы успеха. Неподвижное, закостенелое "производственное мышление" ушло в прошлое. Такие факторы, как экономичность, надежность или безопасность, не могут рассматриваться вне интересов клиентов и их экономически дифференцированных возможностей.

Уменьшение преимущества размеров предприятия. Вопрос о том, насколько большим должно быть предприятие, чтобы получить решающее преимущество при конкуренции, уже не стоит. Возникает вопрос об идеальном размере предприятия, с тем чтобы оно сохраняло лидерские позиции в своем сегменте рынка.

Гибкость благодаря децентрализации. Большим предприятиям приходится реструктуризироваться в гибкие рыночно-ориентиро-ванные предпринимательские подразделения.

Сокращение иерархических структур. Крутая пирамида с более чем тремя уровнями иерархии (их число иногда доходит до семи) становится достоянием исторического процесса развития организационных структур. Иерархические структуры не имеют шансов в будущем. Но уменьшение уровней управления не означает сокрашения персонала. Задача состоит в таком управлении персоналом, которое обеспечило бы гибкое его использование и развитие.

Необходимость постоянной учебы. Жизненно важная необходимость тотальной учебы декларируется многими предприятиями, но в связи с производственной необходимостью ей уделяется недостаточно времени и она еще не стала фактором получения преимуществ в конкурентной борьбе. Между тем каждому из нас приходится сталкиваться с факторами обновления и мы должны научиться их восприятию, "научиться любви" к непрерывному характеру изменений.

В связи с необходимостью мобилизации ресурсов сотрудников для успеха, а тем более выживания организации управление персоналом объективно стало в центре внимания руководства. В рамках традиционных подходов решить задачи активизации сотрудников стало невозможно. Необходимо рассматривать стратегическое управление в контексте с развитием, оценкой, подбором и планированием персонала. Управление персоналом перестало быть административной задачей отдела кадров, охватило деятельность всех руководителей, произошла его децентрализация и значительно расширилась сфера влияния и применения. Он сам стал стратегическим фактором развития предприятия.

Другие материалы