Развитие теории менеджмента

Л. Урвик

впервые разработал принципы формирования аппарата управления (формальной структуры): 1. соответствие людей структуре; 2. создание специального «генерального» штаба управления; 3. сопоставимость прав, обязанностей и ответственности; 4. диапазон контроля (норма управляемости); 5. специализация.

М. Вебер

большое внимание уделял изучению лидерства, изучал бюрократическую структуру управления. 1. подчиненные и руководители должны иметь четкие правила и стандарты (должностные инструкции); 2. «социальные дистанции» между руководителем и подчиненными; 3. кадровая политика: передвижение кадров по вертикали или горизонтали является эффективным инструментом управления.

Школа человеческих отношений

. Представители: М.П. Фоллет

, Р. Лайкерт

, МакГрегор

(теория Х и У), Э. Мейо

(основоположник школы), МакМурри, Крис Арджирис.

Представители этой школы пришли к выводу, что рост производительности труда зависит не только от организации труда и оплаты, но и от психологического и социального климата в коллективе, от улучшения условий труда, от предоставления свободы рабочим.

М. Фоллет

большое внимание уделяла делегированию полномочий, а также проблеме конфликтов на предприятии и стилю руководства. Лайкерт, МакГрегор, Арджирис

занимались поведением людей на работе.

С появлением ЭВМ, широким распространением кибернетики и математических методов возникла количественная школа (экономико-математическая школа)

впервые в ней изучались модели. В ней изучали также формальную и неформальную структуру. Впервые начали изучать процесс принятия решений (процессный подход), межличностные отношения. Внутри этой колы появилась новая,

занимались изучением применения технических средств, инструментальной математики, кибернетики и компьютеризации.

В последнее время большое внимание уделяется ситуационным подходам. Представители: А. Редин (США), Д. Миллер (герм.). Они выдвинули теорию «Три Д». Считают, что эффективность управления зависит от трех условий: 1. способность оценить ситуацию, 2. применить гибкий стиль руководства, 3. изменить ситуацию, если есть такая необходимость. Первые шаги в области научного управления сделали раньше Тейлора сотрудники Московского технического училища (сейчас МГТУ им. Баумана). Они разработали методику рациональности трудовых движений. В 1908 г. в России выходили сборники переводов зарубежных изданий по менеджменту. Инициаторы: горный инженер Левенстрон

, и преподаватель артиллерийской академии А. Пайхин.

В Петербуржском политехническом институте был прочитан курс «Организация заводского производства». Богданов А.А., (Малиновский), А. Гастев, Н. Виткезанимались изучением организации управления. Кирженцев

интересовался вопросами руководства трудовыми коллективами. В.В. Куйбышев

впервые сказал, что коллективу надо дать самостоятельность. Разработал принципы хозяйственного расчета. Витке сформулировал совокупность требований к руководителю (умение подбирать персонал, четко распределять обязанность, координировать работу и контроль). Изучением системы управления занимался Берталанфи

. Вместе работали Винер, А. Берг, Н. Колмогоров, А. Глушков

, они занимались внедрением кибернетики, математики в систему управления. В конце 30-ых гг. в России Л. Конторович

получил Ленинскую и Нобелевскую премию за открытие новой области прикладной математики (линейное программирование).

Таким образом, основными направлениями развития менеджмента (основными подходами)

являются: 1. системный, 2. процессный, 3. ситуационный.

Перейти на страницу: 1 2 

Другие материалы