Методы сокращения затрат на персонал коммерческого банка

Одна из главных задач для банка при региональной экспансии – выбрать наиболее подходящие формы присутствия. Допустим, зачастую нет необходимости открывать множество «тяжеловесных» дополнительных офисов (чтобы обзавестись одним допофисом, нужно потратить от $100 тыс. до $500 тыс.). Можно ограничиться, к примеру, кредитно-кассовыми офисами (ККО), которые, согласно инструкции ЦБ, имеют право кредитовать население и представителей малого бизнеса – как физических, так и юридических лиц. Своим клиентам ККО может предоставлять также и рассчетно-кассовое обслуживание. Причем ККО можно открывать даже в том регионе, где у банка нет своего филиала, на открытие которого потребуется от $500 тыс. до $1 млн. А вот допофис обязательно должен иметь «филиальную привязку».

Для некоторых кредитных организаций наиболее предпочтительной формой присутствия является представительство, открытие которого не влечет за собой существенных затрат (это преимущественно зарплата нескольким сотрудникам). Представительство может оказывать лишь консультационные услуги, а проводить банковские операции не имеет права. Но, допустим, для лидеров рынка кредитования в торговых точках этого вполне достаточно. Так, у банка «Русский стандарт», согласно данным ЦБ, 69 представительств и всего 2 допофиса, а у Хоум кредит энд Финанс банка – 71 представительство и один допофис. Представительства в глубинке вполне достаточно, чтобы координировать работу менеджеров, работающих в магазинах. Потребители получают одобрение на ссуду непосредственно в торговых точках, делают первоначальный взнос в кассу магазина и уходят с товаром. Основную часть средств банк перечисляет уже магазину, а это можно сделать из головного офиса.

При взаимодействии с юридическими лицами разветвленная сеть не требуется – обычно достаточно центральных офисов. При этом существенно снизить издержки, возникающие при обслуживании корпоративных клиентов, позволяет дистанционное управление счетами – система «банк–клиент» и интернет-банкинг. Как уверяет вице-президент Бинбанка Наталья Лазарева, удаленный метод работы позволяет сократить издержки почти в два раза.

Немаловажный вопрос для кредитных организаций – затраты на персонал. Однако кадровую политику, отмечают эксперты, нужно вести очень аккуратно. «Вложение в сотрудников, как и вложения в брэнд, – основа капитализации банковского сектора», – говорит Наталья Лазарева. По словам руководителя управления корпоративных финансов «РСМ Топ-аудит» Екатерины Деминой, экономия на зарплатах может привести к тому, что работу будут выполнять неквалифицированные сотрудники. Соответственно снизится качество предоставляемых услуг.

Но зачастую все же и здесь есть простор для оптимизации. К примеру, в каких-то отделах может работать значительно больше сотрудников, чем это действительно требуется. «Допустим, очень часто банки в силу низкой автоматизации труда имеют большие по штату бухгалтерии, где может быть занято до 15–20% всего персонала, – отмечает менеджер КПМГ Виктор Шпрингель. – Распространенной также является ситуация, когда многие функции – риски, маркетинг, ведение и анализ управленческой отчетности – дублируются, одни и те же задачи выполняются разными подразделениями». Поэтому для кредитной организации важно выстроить правильную организационную структуру с четким распределением полномочий между подразделениями и менеджерами.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие материалы