История стимулирования труда

[13]

. Эта модель показывает взаимосвязь между рабочими установками индивида и результатами его труда. По их мнению, различные виды вознаграждений имеют неодинаковое значение для разных людей. Чем выше для работника ценность вознаграждения и предполагаемая вероятность его получения, тем более значительные усилия он прилагает для решения задач.

В соответствии с выше изложенным представим общую схему развития теорий стимулирования труда человека в таблице 1.

Таблица 1

Развитие теорий управления трудом

Теория, концепция (автор, время)

Стимулы труда

Метод «Кнута и пряника» (до 1910 г.)

Удовлетворение экономических потребностей

Концепция «экономического человека» (Ф.У. Тейлор, 1910 г.)

Удовлетворение экономических потребностей

Концепция «психологического человека» (Э. Мэйо, 1920 г.)

Удовлетворение психологических и социальных потребностей

Теория А. Маслоу (1950 г.)

1.Удовлетворение физиологических потребностей; 2.Самосохранение; 3.Удовлетворение социальных потребностей; 4.Уважение; 5.Самовыражение

Теория Д. Мак-Клелланда (1950 г.)

Власть, успех, причастность

Теория «икс»

Теория «игрек» (Д. Мак-Грегор, 1955 г.)

Удовлетворение материальных потребностей

Удовлетворение духовных потребностей в творчестве; самореализация

Теория «обогащения работ»

(Ф. Герцберг, 1960 г.)

Признание и повышение статуса, интересная и содержательная работа

Концепция «административного человека» (Ч. Борнард, Г. Саймон, 1965 г.)

Совместное удовлетворение материальных и нематериальных потребностей

Концепция «профессионального человека» (1975 г.)

Удовлетворение потребности приносить пользу обществу в целом

«Ситуационный подход» (Т. Врум, конец ХХ в.)

Стимул подбирается в результате анализа важности для человека его целей и целей организации

Теория Л. Портера и Э. Лолера (конец ХХ в.)

Ценность вознаграждения и вероятность его получения

Перейти на страницу: 1 2 3 4 

Другие материалы