Проблемы разработки муниципальной информационной политики в России

Потребность в информационной политике обусловлена теми колоссальными изменениями в человеческом обществе, которые произошли в последние десятилетия. Речь идет о феномене информационного общества, когда определяющее воздействие на течение общественной жизни оказывает обмен информацией - сведениями, правдивыми и ложными, по-разному эмоционально окрашенными, распространяемыми с различной целью. Часть этих информационных потоков нуждается в регулировании в рамках определенной государственной политики.

Комплексное рассмотрение процессов, происходящих в информационной сфере общества, современных методов ее государственного регулирования весьма актуально для России, так как в этой области государство не полностью определилось. Имеющиеся попытки написания различных концепций информационного пространства лишь частично решают проблему, так как само пространство формируется уже не столько государством, сколько рынком и новыми коммерческими.

Развитие информационной индустрии и новых информационных отношений в России во многом стимулировано мировыми процессами в этой области - дерегуляцией рынка телекоммуникаций, приватизацией государственных операторов связи, созданием новых информационных конгломератов, включающих как средства доставки информации (кабельные и телефонные сети, спутники, компьютерные системы и т.п.), так и производителей содержания теле- и киностудии, издательские дома, информационные агентства.

Россия вступила в информационную эпоху неподготовленной: в стране больше полувека отсутствовали свободная пресса и институты гражданского общества, а техническая отсталость средств связи, призванных обеспечивать возможностями для коммуникации не армию и власть, а рядовых людей, была огромной.

В таких условиях был поднят "железный занавес", и в Россию хлынула разнообразная информация. Ввести этот бурный поток в спокойное русло, создать надежные демократические правовые формы информационных отношений в обществе - как раз задача информационной политики [36].

Информационная политика в России должна строится на таких принципах, как реализация конституционных прав граждан на свободное выражение мнений и на свободное их распространение, на получение объективной информации о деятельности органов государственной власти, о состоянии окружающей среды, о жизни общества; это сохранение и приумножение духовного наследия народов России, сохранение национально-культурной идентичности России при вхождении в мировое информационное пространство, создание в обществе благоприятного информационного климата как непременного условия для устойчивого развития, и, поскольку СМИ играют важнейшую роль в этих процессах, обеспечение высокого уровня журналистского профессионализма.

Отметим, что комплексное рассмотрение процессов, происходящих в информационной сфере общества, современных методов ее государственного регулирования весьма актуально для России, так как в этой области государство не полностью определилось. Имеющиеся попытки написания различных концепций информационного пространства лишь частично решают проблему, так как само пространство формируется уже не столько государством, сколько рынком и новыми коммерческими структурами [37, с.67].

Исключительное значение для выработки адекватного времени представлений об информатизации, политики информатизации и муниципальной информационной политики в целом имеют процессы формирования и развития мирового и регионального информационного сообщества и поступательное движение развитых стран от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу.

Формирование информационного общества опирается на новейшие информационные, телекоммуникационные технологии и технологии связи. Именно новые технологии привели к бурному распространению глобальных информационных сетей, прежде всего Интернета, открывающего принципиально новые возможности международного информационного обмена [38].

Перспективные информационные и телекоммуникационные технологии многократно усиливают воздействия электронных СМИ на социально-политическую и культурную жизнь миллионов людей на всех континентах. Формирование информационного общества концептуально и практически означает формирование мирового информационного пространства [39].

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы