Личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения

• воспринимающий человек;

• ситуация, в которой происходит восприятие. Выделяется три группы характеристик воспринимаемого, которые влияют на его восприятие окружающими:

• физиологические (и соответствующие им);

• социальные;

• «анкетные».

К числу наиболее существенных с точки зрения влияния на восприятие человека физиологических характеристик относятся его внешность, рост, телосложение, жестикуляция, мимика и цвет кожи.

Социальными характеристиками человека, оказывающими влияние на то, как он воспринимается окружением, являются его стиль и манера ведения разговора, манера одеваться.

Очень часто люди с определенным уровнем образования, относящиеся к определенным профессиям или же принадлежащие к определенным социальным группам, имеют соответствующую манеру разговора, интонацию и стиль ведения беседы. Поэтому в зависимости от того, как говорит человек, может складываться его восприятие.

Аналогичная ситуация наблюдается и в случае с внешним видом, стилем и манерой одеваться. В любом обществе наблюдается стремление людей к униформизации, чаще всего отражающей их социальное положение или профессиональный статус. По тому, как человек одет, очень часто делается вывод о нем, о его служебном статусе, профессии и положении в обществе. Не всегда эти выводы адекватны действительности, но почти всегда они оказывают существенное влияние на восприятие человека окружающими.

«Анкетные» данные — пол, возраст, образование, национальность, религия, сфера деятельности и т.п. — достаточно сильно влияют на наше восприятие человека. Стереотипизированные представления, соответствующие этим характеристикам, как бы подменяют реальный образ, создавая очень часто искаженное представление о человеке. В то же время необходимо знать, что полностью устранить влияние «анкетных» данных на восприятие человека окружением невозможно. Поэтому, вступая в контакт с окружением, человек должен предвидеть то, как он будет восприниматься с учетом его «анкетных» характеристик. Это может существенно помочь ему реалистично и более успешно построить свое взаимодействие с окружающими.

Три группы характеристик воспринимаемого человека отражают то, каким человек предстает окружению. Однако это не значит, что все в окружении его воспринимают одинаково в соответствии с его характеристиками. Например, одна и та же манера одеваться может вызвать у разных людей разное представление о человеке. И это связано с тем, что восприятие человека зависит также и от характеристик воспринимающего.

То, как воспринимающий смотрит на воспринимаемого человека, существенно зависит от двух групп характеристик воспринимающего:

• уровня глубины видения ситуации;

• личностных и социальных характеристик воспринимающего.

В одном и том же явлении одни люди способны увидеть только его отдельные, упрощенные и поверхностные характеристики. Другие видят явление более глубоко, воспринимая и описывая его через более сложные характеристики. Например, при восприятии человека первые увидят его внешние данные (внешний вид, манеру говорить, отдельные жесты и т.п.), вторые же — отдельные черты характера (добрый, завистливый, самоуверенный). Существует и более глубокая степень восприятия, когда формируется картина из совокупности нескольких характеристик как позитивного, так и негативного плана, находящихся между собой в определенном соотношении (добрый, но ленивый, завистливый, но способный и др.).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие материалы