Школы управленческой мысли

В результате развития науки управления за сто с небольшим лет возникло несколько различных подходов, которые составляют сегодня современную теорию менеджмента. Первоначальное формирование науки об управлении организациями происходило в рамках четырех школ «школ управления» научного управления, административной, человеческих отношений и количественной. Далее последовательно возникали процессный, системный и ситуационный подходы.

1. Школа научного управления - Г.Форд, Ф.Тейлор. Создатели школы считали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции рыночного труда. Первой фазой методологии данной школы были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Это направление характерно на базе рационализации, типизации и конвейеризации [2, c. 70].

Основные принципы научного управления Тейлора состоят в следующем:

- разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;

- абсолютное следование разработанным стандартам;

- подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу;

- оплата по результатам труда (меньшие результаты – меньше оплата, большие результаты – больше оплата);

- использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;

- поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности осуществления управления [8, c. 66].

Отношение к человеческому фактору. Для этой школы характерно систематической использование стимулирования работников с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Важным является, по мнению теоретиков той же школы, отбор людей, которые по интеллектуальным и физическим качествам соответствовали выполняемой работе. Они также придавали большое значение обучению.

2. Административная школа управления (классическая). - Анри Файоль (1920-1950 гг.)

Цель школы: создание универсальных принципов управления, следование которым приведет организацию к успеху.

Принципы управления Файоля (Приложение А):

а) разделение труда. Целью разделения является выполнение работы большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях;

б) полномочия и ответственность. Ответственность нацелена на выпол-нение, а полномочия дают право отдавать приказ;

в) дисциплина. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций;

г) единоначалие;

д) подчиненность личных интересов общим;е) централизация. Необ-ходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между цетролизацией и декзентролизацией в зависимости от конкретных условий;

ж) вознаграждение персонала;

з) порядок;

и) инициатива персонала;

к) корпоративный дух (преданность организации);

л) единство направления.

Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя. Аналогичные принципы были сформулированы в тот же период Лениным в книге "Очередные задачи советской власти". Главное отличие Ленинских положений менеджмента - в особом выделении задачи повышения производительности труда как самой важной для повышения благосостояния народа.

3. Школа человеческих отношений и поведенческие науки (бихевио-ризм) (1930-1950 гг.). Несмотря на развитие школы научного управления и классической школы такой элемент эффективной организации, как человечес-кий фактор был не полностью осознан. В ответ на это - зародилось движение за человеческие отношения. Представители: Элтон Мейо, А. Маслоу. Мейо проводя эксперимент обнаружил, что четко разработанные производственные операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей. Понять причины этого явления помогли исследования А.Маслоу:

Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы